Статья о взаимном страховании судов в зарубежной и российской практике.
Экономика и жизнь,
25 октября 1997 г.
P & I: кто возместит ущерб на море 6663 просмотра
По мере развития в России рыночных отношений и изменения прав собственности все чаще возникают споры о том, за счет каких источников собственник будет восстанавливать утраченное или поврежденное имущество при наступлении неблагоприятных событий, кто будет отвечать за ущерб, который может быть причинен третьим лицам, и др.
В случаях, когда связанные с российской собственностью отношения попадают в поле действия международного права, автоматически возникает необходимость их страхования. Характерным примером является сфера морских рисков — рисков, связанных с эксплуатацией судов. В первую очередь речь идет о P & I-страховании: страховании ответственности судовладельца перед третьими лицами (дословно — защиты и возмещения). За рубежом такое страхование осуществляют P & I-клубы: взаимные страховые общества владельцев судоходных компаний. Это страхование благодаря относительной гибкости условий покрывает все возможные виды ответственности перед третьими лицами, возникающие в силу закона. Морское взаимное страхование уходит своими корнями в далекое прошлое. Китайские торговцы в древности, например, минимизировали собственный риск, связанный с перевозкой их груза, посредством его распределения между судами: товары грузились так, что на каждом судне были товары, принадлежащие нескольким торговцам, и груз каждого отдельного торговца, таким образом, перевозился несколькими судами. В Норвегии судовладельцы практиковали формы взаимного страхования еще со времен викингов. Серьезный толчок развитию морского страхования в форме взаимного страхования, в каком оно дошло до наших дней, положило решение английского суда 1836 года, согласно которому судовладелец не мог получить от страховой компании (невзаимной) возмещение за ущерб, понесенный им при столкновении судов. В ответ на это решение страховые компании были вынуждены предложить своим клиентам страховое покрытие такого риска, ограничив, однако, свою ответственность 75%. Таким образом, 25% риска оставались собственно за судовладельцем. Эти 25% риска судовладельцы стали страховать на взаимной основе. В 1846 году британский парламент принимает акт лорда Кэмпбелла, дающий право на материальную компенсацию лицам, находящимся на иждивении погибшего по вине третьих лиц. Применение этого закона к судовладельцам, занимавшимся перевозкой пассажиров из Европы в Америку во время интенсивной эмиграции, имело для первых катастрофические последствия. Ответом судовладельцев на серьезные финансовые потери стала организация системы взаимного страхования их рисков. Такое страхование получило название “страхование защиты” и стало впервые осуществляться в 1855 году Взаимным обществом защиты судовладельцев. Прецедент принятия судебного решения в 1870 году о возникновении ответственности судовладельца за перевозимый им груз стал причиной образования первого клуба “возмещения”, который стал страховать на взаимной основе риски “возмещения” (ответственности судовладельца за перевозимый груз). Справка. Общество взаимного страхования — некоммерческая форма организации страхового фонда, при которой участники общества одновременно являются и страхователями. В отличие от обычной страховой компании, как правило, не имеет цели получения прибыли от своей деятельности. В Норвегии, являющейся одним из лидеров на мировом рынке морского страхования, P & I-страхование начало свою историю после принятия Акта Хартера, когда в 1897 году был образован клуб P & I-страхования SKULD, спустя 10 лет — GARD (сегодня эти два клуба — крупнейшие в мире). На протяжении XX века судовладельцы постоянно сталкивались с увеличением объема их ответственности, что каждый раз сопровождалось расширением спектра и величины страхового покрытия, предлагавшегося P & I-клубами. Большое значение имеет ряд нестраховых услуг, оказываемых клубом P & I-страхования своим членам. Важнейшей здесь является юридическая поддержка судовладельцам и капитанам судов: рассмотрение претензий к судовладельцам и предоставление рекомендаций по их урегулированию. Вовремя оказанные клубом судовладельцу юридические услуги способны уменьшить величину предъявляемого риска или отклонить его. Клуб P & I-страхования не только перераспределяет риск между своими членами (как это происходит в классических страховых компаниях), но зачастую способен повлиять на величину предъявляемого к компенсации ущерба. Такая роль клуба позитивно сказывается на благосостоянии судоходных компаний — его членов. Основной тенденцией второй половины XX века в развитии P & I-страховых клубов стала их интернационализация. Образованные первоначально как национальные объединения судовладельцев, P & I-клубы все большее значение придают вовлечению иностранных судовладельцев. Сейчас, например, норвежские судовладельцы составляют менее 30% членов клуба P & I-страхования GARD. Сегодня примерно 90% торгового флота всего мира (по тоннажу относительно всего зарегистрированного тоннажа мирового торгового флота) входит в состав одного из пятнадцати клубов — членов международной группы P & I-клубов. Международная группа P & I-клубов объединяет своих членов общей программой перестрахования. По этой причине страховая защита, предлагаемая этими клубами, похожа, хотя форма и словесное выражение конкретных правил страхования отличаются. В настоящее время в международной практике P & I-страхование стало основным требованием к владельцам и операторам торговых судов. Богатые традиции Российского торгового флота, обширные водные ресурсы нашего государства создают необходимые предпосылки для упрочения позиций России на рынке как судовладения, так и морского страхования — финансовой инфраструктуры, с ним непосредственно связанной. Подтверждением тому становится практика морского страхования, осуществляемая российскими страховщиками. В частности, САО “Росгосстрах-Санкт-Петербург”, предлагающее услуги по страхованию морских рисков в Северо-Западном регионе РФ, по качеству своих услуг не уступает коллегам за рубежом. САО “Росгосстрах-Санкт-Петербург” готово разместить риски своих клиентов в самых надежных страховых клубах, обеспечивая по возможности минимальные тарифные ставки и профессионально контролируя соответствие условий клубов потребностям клиента. Петербург, с точки зрения развития морского страхования, находится в выгодном положении, поскольку обладает благоприятными географическими, политическими, историческими, культурными и экономическими преимуществами. Учитывая, что обычно страховая премия по страхованию судна превышает несколько сотен миллионов рублей, очевидно: развитие морского страхования в Петербурге даст толчок росту инвестиционной деятельности, транспортной инфраструктуры, способствуя таким образом экономическому подъему всего региона.
Виталий АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Вся пресса за 25 октября 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Взаимное страхование, За рубежом, Морское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
14 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 14 февраля 2025 г.
Аграрии в 2024 году получили 4,5 млрд рублей страховых выплат за гибель урожая
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Банк России рассчитал размер иностранного участия в уставном капитале кредитных и страховых организаций
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Средняя стоимость полиса ОСАГО в России в январе 2025 г снизилась на 5,3% - «Финуслуги»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Суд рассмотрит в закрытом процессе иск «Ильюшина» к четырем страховщикам на 2,6 млрд руб.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тренд, Баку, 14 февраля 2025 г.
Обнародована статистика по страхованию автотранспортных средств в Азербайджане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Китай разрешает страховым компаниям инвестировать в золото
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 14 февраля 2025 г.
Названа средняя стоимость полиса ОСАГО в России: эксперты утверждают, что она снизилась
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Петербургский дневник, 14 февраля 2025 г.
Страховые компании в Петербурге внедряют полисы для покупателей жилья в рассрочку
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Говорит Москва, 14 февраля 2025 г.
В России снизилась на 5% средняя стоимость полиса ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Гонконг и Сингапур сталкиваются с ростом расходов на страхование и пробелами в покрытии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Report.Az, Баку, 14 февраля 2025 г.
В Азербайджане отныне независимых экспертов для страховых случаев будут назначать онлайн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Forbes Казахстан, 14 февраля 2025 г.
Прибыль компаний общего страхования выросла более чем на 50% за год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 14 февраля 2025 г.
В Саратове частные клиники обяжут оказывать экстренные услуги
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Изменение климата может привести к снижению стоимости недвижимости на $1,47 трлн в США
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 14 февраля 2025 г.
В Челнах «Горкоммунхоз» выделил 1,3 млн рублей на страховку для трамваев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 14 февраля 2025 г.
Новосибирцев будут судить за мошенничество с автостраховками на миллионы рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 14 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|